Евразийству - 100 лет!

В этом году исполнилось 100 лет со дня выхода в свет в Софии сборника "Исход к Востоку", ознаменовавшего появление евразийства. А вот моя статья двадцатипятилетней давности, посвященная основам евразийской идеологии.

Евразийство и Новая Россия

Евразийство – это уникальное течение русской мысли, зародившееся в начале двадцатых годов двадцатого столетия в среде русских эмигрантов, живших в Европе. Основателями и вождями его стали молодые и талантливые русские ученые: лингвист Н. С. Трубецкой, географ П. Н. Савицкий, философ-богослов Г. В. Флоровский, историки Г. В. Вернадский и Л. П. Карсавин, правоведы В. Н. Ильин и Н. Н. Алексеев. Началом евразийского движения обычно называют 1921 год, когда в Софии вышел первый сборник статей евразийцев «Исход к Востоку». Впоследствии деятельность теоретиков евразийства развивалась в Праге, Париже, Берлине, в межвоенный период ими были изданы десятки монографических трудов, сборников статей и тематических сборников. Само евразийское движение временно затухает накануне второй мировой войны, судьба его участников была трудна и зачастую трагична. Один из них, Петр Савицкий после занятия Праги советскими войсками был арестован НКВД и осужден на 10 лет лагерей. В лагере он познакомился с сыном поэта Николая Гумилева Львом, который станет впоследствии знаменитым историком и продолжит развивать основные положения евразийского учения. Выйдя на свободу из лагеря, П. Савицкий уезжает в Прагу, где живет до самой своей смерти 12 лет, состоя в переписке с Л. Н. Гумилевым.



После краха СССР возник идеологический вакуум, и Россия стала нуждаться в собственной идеологии, идее, которая могла бы объединить не только русских, но и другие народы, проживающие на необъятных евразийских просторах. Отсюда рост интереса в том числе и к евразийству. Переиздаются труды старых теоретиков евразийской школы, появляются политики, публицисты и ученые, объявляющие себя продолжателями дела евразийцев. В небольшой журнальной публикации очень трудно развернуть всю концепцию евразийского мировоззрения, поэтому мне более представляется целесообразным расставить акценты, нарисовать общую модель и попытаться перевести пытливый взгляд читателя в будущее. Не будем забывать, что евразийство только начинает свой разбег, и самые смелые экспертизы, претендующие на полноту исследования, прямолинейны и достаточно условны.
Как и многие другие подобные течения, евразийство имело своих предшественников. Таковыми обычно считают двух: философа Константина Леонтьева и барона Романа Федоровича фон Унгерн-Штернберга.
Уже для мировоззрения К. Леонтьева были характерны многие черты, которые потом станут определяющими для всей идеологии евразийского движения. Это, прежде всего, следующее – ненависть к серой и обезличенной цивилизации буржуазного Запада, к его стремлению подстроить под себя все другие народы, к его высокомерию и чванливости по отношению к «варварам» и «дикарям»; дистанцирование от банального, казенного шовинизма и славянофильства, характерного для дореволюционной России в сторону имперской византийской модели; повышенный интерес к восточным культурам и симпатия к восточным народам, борющимся против западного колониализма. Так, К. Леонтьев, будучи православным человеком, называл Коран «прекрасной поэмой», восхищался набожностью и благочестием «старых турок» (не затронутых европеизацией), которых он наблюдал, будучи на дипломатической службе в Османской империи. Более того, не остался он равнодушным и к «идолопоклонникам». К. Леонтьев писал: «Спасемся ли мы государственно и культурно? Заразимся ли мы столь несокрушимой в духе своем китайской государственностью и могучим, мистическим настроением Индии? Соединим ли мы эту китайскую государственность с индийской религиозностью и, подчиняя им европейский социализм, сумеем ли мы постепенно образовать новые общественные прочные группы и расслоить общество на новые горизонтальные слои - или нет?»
Второй предтеча евразийства, барон фон Унгерн-Штернберг, был человеком уникальной и трагической судьбы. Потомок немецкого аристократического рода, чьи предки были рыцарями Тевтонского Ордена, он был одним из вождей белого движения в Сибири. Руководимая им Первая Азиатская конная дивизия состояла из представителей многих народов. Барон же в особенности любил бурят и монголов, сам женился на маньчжурской принцессе. Он активно занимался изучением буддизма в его ламаистской версии и считал себя буддистом по вероисповеданию. Барон Унгерн поддерживал тесные контакты с далай-ламой и богдо-гэгэном – духовным правителем Монголии. В 1920 году, теснимый войсками большевиков, он со своей дивизией входит в Монголию и выбивает оттуда китайские отряды, оккупировавшие ранее эту страну. Взять Ургу – столицу Монголии – ему удалось при помощи отборной сотни, присланной далай-ламой. Барон мечтал о воссоздании империи Чингисхана и о походе в Европу, но его мечтам не суждено было сбыться. С имеющимися у него малыми силами он был разгромлен красными, захвачен в плен и расстрелян в 1921 году.
Теперь перейдем к изложению основных положений собственно евразийства. Ключевая мысль евразийства – это мысль о Евразии как о самодостаточном пространстве и особом историко-культурном комплексе. При этом под «Евразией» здесь подразумевается ни сумма «Европа+Азия», а место где две эти части света встречаются и как бы накладываются друг на друга. Если не вдаваться в нюансы, границы Евразии совпадают с границами Советского Союза + Монголии, что может свидетельствовать об их естественности и устойчивости.
Первая специфическая черта географии Евразии – ее основные реки совпадают с меридиональным направлением, а протянувшаяся с запада на восток степная полоса объединяет все речные долины в одну полисистему. Поэтому государство, которое контролировало только какой-либо речной бассейн, не могло выступать объединителем Евразии, но лишь только тот, кто властвовал над степью, становился таковым. Начало интеграции Евразии положил Чингисхан, Московская же Русь и Российская империя довершили его дело и заложили сильные политические традиции. СССР, по мнению евразийцев, это та же Российская империя, только под другим названием, поэтому самой важной заслугой большевиков евразийцы считали именно сохранение государственного единства материка.
Вторая специфическая черта Евразии – ее континентальность, в результате чего развитие хозяйства и систем жизнедеятельности должно ориентироваться на автаркичность (экономическую самодостаточность – И. А.), а морские коммуникативные связи – второстепенны.
Евразийцы выступали за самобытное политическое, экономическое и культурное развитие народов, одновременно они были против узкоэтнического национализма и космополитического империализма, против попыток навязать всем народам Земли единую систему ценностей. Говоря о культурной самобытности Евразии, они указывали на то, что в корне отличает культуру ее населения от культур других народов – ее слагаемые элементы.
Первый элемент, слагающий евразийскую культуру в настоящих условиях – славянский. При исследовании этого элемента евразийцы уходят вглубь веков, к тому времени, когда индоевропейское единство только начинало раскалываться. Н. С. Трубецкой как лингвист отмечает сходство словаря праславянского языка с древнеиранскими диалектами и санскритом в области терминов, относящихся к духовной культуре (примерами являются слав. «бог», «свят», авестийск. «бага», «спента», санскр. «бхага», «швета»). В то же время он замечает, что совпадения праславянского языка с западноевропейским носят совершено иной характер, здесь преобладают слова, относящиеся к хозяйственной жизни. Именно в этом Н. С. Трубецкой видит предпосылку для духовной близости русских с восточными народами.
Второй элемент – византийский. Византийская культура, обогащенная синтезом восточных религиозных систем и научной греческой мыслью, выносила новую государственную модель, духовную, реализовать которую она ужу не могла. Богатый духовный опыт отцов Церкви был перенесен в Россию. Этот опыт позволял создать религиозный паритет трех великих религий: Православия, Ислама и Буддизма.
Третий элемент – туранский. К туранским народам относятся тюрки, монголы и маньчжуры. Евразийцы замечали, что общение со степняками оказало большое влияние на формирование народной культуры, русского национального характера и традиций российской государственности. Так, в отношении русских народных песен, танцев, сказок Н. С. Трубецкой убедительно показал, что они имеют несравненно больше общего с аналогичными формами народной культуры тюрков и монголов, нежели европейцев. В отношении русского национального характера он писал: «Наклонность к созерцательности и приверженность к обряду, характеризующие русское благочестие, формально базируются на византийских традициях, но, тем не менее, совершенно чужды другим православным славянам и скорее связывают Россию с неправославным востоком. «Удаль», ценимая русским народом в его героях, есть добродетель чисто степная, понятная тюркам, но не понятная ни романогерманцам, ни славянам».
Евразийцам принадлежит совершенно новая точка зрения на так называемое «монголо-татарское иго». Они, следуя вслед Карамзиным, писавшим: «Москва обязана своим величием ханам», доказывали, что столкновение Руси с монголо-татарами имело не только отрицательные, но и положительные стороны. Так, П. Савицкий писал, что благодаря вассальной зависимости от Золотой Орды «Россия обрела свою геополитическую самостоятельность и сохранила свою духовную независимость от агрессивного романо-германского мира». Особенно в этом контексте евразийцы восхищались князем Александром Невским. Г. В. Вернадский в своей статье «Два подвига св. Александра Невского» первым подвигом его называет отражение агрессии католического Запада, вторым – его смирение перед Ордой. Главное, что для ордынских ханов была характерна религиозная терпимость, которая сохранялась и после того, как при хане Узбеке государственной религией Золотой орды стал Ислам. Они вовсе не стремились уничтожить духовную основу Руси – Православие, в отличие от агрессивных ливонцев, стремившихся это сделать в первую очередь. Затем, от Орды к Руси передалась традиция сильной власти, при которой великий князь был единоличным хозяином, а все остальные – его слугами. В этом был залог будущего величия России, и это выгодно отличало ее от соседней Польши, которая и пришла в упадок потому, что каждый шляхтич чувствовал себя маленьким государем. Наконец, в наследство от монголо-татар остался импульс к непрерывному территориальному расширению. Как писал Петр Савицкий, «Россия – наследница Великих Ханов, продолжательница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии». И, как известно, русское дворянство, сыгравшее огромную роль в создании великого Российского государства, на более чем сорок процентов состояло из представителей потомков монголо-татарских мурз и их слуг, перешедших на русскую службу.
Ту же самую линию «реабилитации» роли кочевников в истории России продолжил Лев Николаевич Гумилев, но значение его научной деятельности не ограничивается только этим. Он творчески соединил исследования Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого и др. представителей евразийской школы с результатами своих собственных полувековых трудов по изучению истории тюрок и монголов и таким образом превратил евразийство в достаточно обоснованную научную доктрину. Творческий синтез довоенного евразийства и учения великого русского ученого-космиста В. И. Вернадского (отца евразийца Г. В. Вернадского) о биогеохимической энергии живого вещества биосферы, а также собственные исследования позволили Л. Н. Гумилеву создать новую теорию этногенеза и эти самым совершить качественный прорыв в науке, но это уже тема для отдельной статьи.
А теперь перейдем к политической концепции евразийцев. Свои политические воззрения евразийцы основывали на примате духовной сферы, культуры, а не материального производства, как либералы или марксисты. Они считали, что всякая культура должна выработать свою идеологию, органически связанную с конкретной жизнью, а не перенесенную механически извне. В центре этой идеологии покоится стержневая «идея-правительница», одухотворяющая жизнь всех объединенных народов и государства.
Для Новой России такой политической идеологией должно стать евразийство, а в качестве идеи-правительницы – Православие, являющееся душой евразийской культуры. Конкретная форма государственного устройства не важна, главное, что было механического заимствования с Запада. Европейской теории «правового государства» они противопоставляли концепцию «государства правды», парламентско-партийной системе – идею господства одной политической организации орденского типа, атомизированному состоянию западного общества, при котором каждый предоставлен сам себе – общинные традиции, характерные для Руси и стран Востока.
Выдвигая на первый план Православие, евразийцы не относились враждебно к другим религиям, в том числе и нехристианским. По их мнению, Православие признает себя культурой, претендующей на часть истины, но не отрицает на нее претензий других культур, интерпретация истины которыми рассматривается как особые выражения православной идеологии. Истинное, а не казенное, церковное Православие, не замкнуто в себе, напротив, оно характеризуется стремлением к всеединству, что позволяет ему синтезировать ему различные духовные течения. Вот что, например, Н. С. Трубецкой писал о Буддизме: «Буддизм с наибольшей для язычества силою и притом в родственных Православию тонах раскрывает идею искупления и в своей теории «бодисатв» предчувствует идею Богочеловечества».
Интересна точка зрения евразийцев на Октябрьскую революцию. В отличие от многих других эмигрантов, евразийцы никогда не считали революцию результатом происков «жидомасонов». Напротив, они считали, что Великая Октябрьская революция была обоснована всем ходом событий. Иными словами, причины Октября идеологи евразийства видели в самой дореволюционной России, в ее структуре, в специфике ее социально-политического и религиозного устройства. Самой главной причиной кризиса они считали западничество и сопровождающие его феномены – абсолютизации царской власти, возникновение нового дворянства, оторванного от народа и ориентирующегося во всем на европейские образцы, формирование интеллигенции как «беспочвенного» слоя, превращение Православия в простой атрибут государственной идеологии, Православной церкви – в придаток бюрократической машины.
Предельная деградации петровской России в сторону грубого и неограниченного капитализма в 19 веке и привела, согласно евразийцам, к большевизму, в котором выразился стихийный протест народа. Многие теоретики евразийства большевиков выразителями исконно русского духа, сочувствовали их деятельности по организации государственного и экономического строительства, а Петр Савицкий прямо называл себя «национал-большевиком». В этом они блокировались со сменовеховцами. В смерти романовской, псевдоправославной и псевдосамодержавной, России евразийцы видели рождение Новой России, которая сможет выполнить свою историческую миссию, преодолев со временем ограниченность марксистско-ленинской идеологии и став по-настоящему евразийской державой.
В чем же миссия России? Лучше всех на этот вопрос отвечает Петр Савицкий: «Евразия и раньше играла объединительную роль в Старом Свете. Современная Россия, воспринимая эту традицию, должна решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объединения, принадлежащих изжитой и преодоленной эпохи методов насилия и войн. В современный период речь идет о путях культурного творчества, о вдохновении, озарении, сотрудничестве». Поэтому все обвинения евразийцев в «великодержавном шовинизме», «ксенофобии» и пр. неоправданны, евразийская доктрина не имеет ничего общего с попытками оправдать уродливые рецидивы колониализма, вроде ввода советских войск в Афганистан. Не имеет она ничего общего и с псевдопатриотизмом, с культом экономической и военной мощи государства, при полном игнорировании культурных аспектов, отсутствии какой-либо духовной основы.
Незадолго до своего ухода Лев Николаевич Гумилев, которого называют «последним евразийцем», произнес такие слова: «Знаю одно и скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство».
Говорят, что Великое рождается невидимым.
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий




Промо в Твиттере

Twitter октября 21, 23:02
ки ку кры Китайский плакат 1952 года. "Все должны быть[more]Китайский плакат 1952 года. "Все должны быть вакциниро https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=7efe9b0d-97db-46b4-a9c2-34acdceb0383

Twitter октября 21, 23:00
Контрпропаганда принудительной вакцинации https://ift.tt/3E3Mm6t

Twitter октября 21, 22:00
[1$] Поллюция и нигерийские клоуны из YouTube https://ift.tt/3jpfptm

Twitter октября 21, 21:02
Брат Мне было два года, когда мама принесла из роддома крошечный белый сверток, а счастливый и веселый отец сказал: https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=79e4c441-dff8-4f9f-b5aa-ccd758f08784

Twitter октября 21, 20:08
RT @W0AIUXX: очень надеюсь что моя интернет дружба с кем-то когда-нибудь перерастёт в «встретишь меня в аэропорту?»

Twitter октября 21, 20:02
Почему не нашлось невесты?Дано: Молодой человек, 30 лет, переехал в Канаду ребенком из Восточной Европы. Симпатичны https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=58553a0b-6f60-4de3-81a0-d8501a7c371c

Twitter октября 21, 20:00
[1$] С ней ты можешь оказаться на одной дороге https://ift.tt/3m5vndX

Twitter октября 21, 19:42
Движение «Мужское государство» признано экстремистским. Сотни тысяч невротиков остались без работыВчера наконец-то https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=fe41238d-e5ec-47f3-bc0e-febf2b9089e3

Twitter октября 21, 19:02
Необыкновенный зимородок обыкновенный![more]По библейской легенде, Зимородок Обыкновенный получил столь яркую окрас https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=b0df221f-4628-4ff3-a136-eb9557d37af2

Twitter октября 21, 18:42
чем дразнится трескаНекоторое время назад делился пришедшим спамом с рекламой тресковых языков и обещал рассказать, https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=3b213169-ee39-41bd-8f12-341ed526da06

Twitter октября 21, 18:26
@polina_txt Поздравляю, Вы попали в топ твиттера с 156 ретвитами и 3 ответами на 6е место http://www.t30p.ru/t https://twitter.com/polina_txt/status/1451101968819179523

Twitter октября 21, 18:26
RT @polina_txt: учусь делать мэмы https://twitter.com/polina_txt/status/1451101968819179523/photo/1

Twitter октября 21, 18:22
Традиция-с... Как некоторое время назад писал я про то, как "качественно" строили корабли на Новом Адмиралтействе в https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=d0097a84-c94c-4e1b-a858-6e0ca6551168

Twitter октября 21, 18:02
Новый штамм. "Принесите-ка мне ваших детушек..." Глобальный Освенцим. Расчехлившаяся мерзость.Сейчас все прежние пр https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=970ebd85-2ccb-4025-a2d3-7f698241df46

Twitter октября 21, 17:44
RT @dw_russian: "Эта награда - недвусмысленный призыв к России наконец освободить Алексея Навального!", - так глава МИД Германии Хайко Мас…

Twitter октября 21, 17:42
история любви наверное обычная американская история . она Симпатичная50 лет.выглядит моложе и вполне еще огого . https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=9f4f94d2-a6e9-4281-9544-a4251ccfb266

Twitter октября 21, 17:22
Фантастические картины животных в постапокалиптической среде Мартина ВиттфутаНовая ретроспектива посвящена творчест https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=52ded8c6-d74f-4682-9f8e-f4a4c7c9e600

Twitter октября 21, 17:02
Потребительское Не так давно, в начале года, недалеко от моего дома открылся неплохой и недорогой магазин одежды и https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=4d2e30e3-72d4-4eb0-80e7-a0b31dc54d67

Twitter октября 21, 16:42
Душа Байкала. ОльхонКогда есть мечта, и желать правильно, то она когда-нибудь сбудется. Так случилось в Байкалом.Чт https://blog.t30p.ru/post.aspx?id=18e5b56c-e453-43e1-93c9-9dddef0af4d4

Twitter октября 21, 16:23
RT @romapandemik: за каждой сильной женщиной стоит миллион просмотренных аниме

follow me

Платные блогеры