[9$] Лишние деньги для бизнесмена или частный случай экономии втупую

Среди бизнесменов есть отдельная категория, которую я называю «очень богатые люди». Речь не о субъективной оценке тех, кто зарабатывает больше меня. Очень богатые люди - это те, которым не нужны деньги, сколько бы у них на данный момент ни было. Им всегда лень заработать чуть больше, зато не лень экономить где надо и не надо. И давайте сегодня поговорим о том, как перестать быть «богатым» в плохом смысле слова.

Недавно я случайно зашел в одно незнакомое кафе в проходном месте. Идея была в том, чтобы выпить накоротке чашку кофе, подзарядить ноутбук и отправить пару сообщений. Последнее мне удалось, а вот чашки кофе я не дождался. Почему? Потому что одинокий официант разрывался между шестью столиками, за двумя из которых сидели большие компании, отмечавшие что-то.

Я видел такое миллион раз: владельцы кафе экономят на официантах, в торговых точках не хватает консультантов. В супермаркетах типичная нехватка кассиров, в интернет-магазинах бывает, что некому подойти к телефону - и так далее. Кто владельцы всех этих бизнесов? Это очень богатые люди, которым не нужны «лишние» деньги и «лишние» клиенты.

Я постоянно говорю студентам: «Еще ни один бизнесмен в мире не разорился оттого, что много платит отделу продаж». Пару раз я даже устраивал сеансы коллективных медитаций над этой мыслью. Зато я видел сотни бизнесменов, которые разорились прежде, чем успели понять связь между собственным провалом и сокращениями сейлзов. И не только продажников нельзя безнаказанно сокращать и недобирать - поймите, в любом бизнесе есть минимально необходимое количество специалистов каждого звена.

Понимаю, что это может быть очень печальной новостью для вас, если вы - управленец и сторонник коллективов в стиле минимализм. Что же делать, если вы не уверены, что второй официант, продавец или кассир окупится?

Не хочу вас расстраивать, но основных вариантов всего два, и первый из них - это впрягаться по необходимости самому, а также впрягать непрофильных сотрудников - этот способ подходит для временного решения проблемы сезонности и сильных нерегулярных всплесков активности клиентов.

Например, у нас в «Вебтренинге» в моменты пиковой нагрузки на телефоне сидят все, включая меня. И это нормально, потому что это бывает а) не чаще, чем раз в квартал и б) время всплеска не всегда прогнозируется заранее. Бывает, что какие-то продукты просто выстреливают либо несколько запусков сходятся в одной пиковой точке на 2-3 дня.

Но если у вас всплески бывают каждую неделю по определенным дням, утрам, вечерам и повторяются постоянно, то этот способ вам не подойдет. Да, я понимаю, это может стать офигенно грустной новостью для вас, но вы не можете просто взять одного сотрудника, даже очень талантливого, и затыкать им все дыры. Одна официантка не сможет обслужить все кафе в пятницу вечером, и половину клиентов вы тупо потеряете.

Если вы реально подсчитали, что содержание официанта в течение месяца не оправдывает себя даже с учетом удвоенной пропускной способности по пятницам - что же, надо исследовать другие возможности. Не исследовать их крайне глупо, потому что так устроен ресторанный бизнес и многие другие бизнесы, которые зависят от сезонности и часов пик. Закажите планшеты для самостоятельного заказа, положите на столы бумажки, где люди галочками смогут быстро отметить, что им нужно.

Да, вы скажете, что в 12 часов дня во многих забегаловках никого нет, но это не значит, что вам не понадобится второй комплект персонала с 6 вечера пятницы - у вас будет аншлаг, независимо от того, что это за кафе.

Взять, например, опять нас. Когда мы устраиваем распродажу в декабре, мы нанимаем дополнительного человека, чтобы помогать людям приобретать наши продукты. Что мешает вам сделать так же? Да, этот человек будет работать слабее, чем старожилы - ну так повесьте на него бейджик «стажер». В моей любимой «Чайхоне №1», например, часто попадаются такие официанты, там написано: «я только учусь, пожалуйста, не бейте меня ногами». Это объясняет, почему человек не ориентируется в меню - и никто не сердится на него, потому что посетители понимают: этот человек нанят для того, чтобы они не ждали.

Если ваша кухня не может приготовить достаточно блюд - ну, наймите подмастерье на вечер пятницы и субботы и научите официантов предлагать посетителям блюда, которые подаются быстрее. Предлагайте те же супы, которые всегда готовы.

Я понимаю, что соблазн посчитать, сколько вы тратите на персонал, всегда большой - хотя бы потому, что это легче подсчитывается. Есть одна маленькая проблема - эта цифра ровно ни о чем не говорит. Это сферическая структура в вакууме: больше, чем что? Недостаточно по сравнению с чем? Слишком много, если смотреть куда?

Для того, чтобы эта цифра обрела смысл и как-то определила ваши действия, неплохо для начала посчитать потери на нехватке персонала. Вот с чем надо сравнивать.

Когда вы сравните часовую зарплату официанта с числом проданных чашек кофе и умножите на 80 рублей, полученные с каждой чашки, тогда вы поймете, много тратите на официанта или вполне себе норм. Когда вы посчитаете, сколько в среднем получаете с каждого заказа каждого потерянного клиента, вы поймете - хорошо это или плохо, что ваш официант мог подать клиенту две чашки кофе за полчаса, но не смог даже тупо донести меню.

Вывод сегодня будет простой: вы не можете себе позволить нехватку рук в часы пик. Вы должны любым возможным способом закрыть эту потребность, обслужить всех клиентов, которые к вам приходят. Часы пик, горячие дни и высокие сезоны - это опорные точки развития для вашей компании. Во многих случаях сегодняшний час пик - это завтрашняя норма. Подумайте об этом на досуге.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



 

 
 

Promo в Твиттере

Twitter апреля 21, 13:44
[1$] В семье только девочки? Одна станет мальчиком. http://bit.ly/2IxBQM8

Twitter апреля 21, 10:44
[10$] Малышка София Каждому из нас хочется быть здоровым и жить полноценно,видет http://bit.ly/2IxJ6HW

Twitter апреля 21, 10:14
[9$] Опять просто плохие люди? А то, что они все приверженцы ислама, это случайность? http://bit.ly/2IuqAAd

Twitter апреля 21, 09:39
[2$] «Империя» СССР Комментарий на каталог достижений Сталина и СССР с ключевыми http://bit.ly/2KSytkY

Twitter апреля 21, 09:39
[9$] Что отец делает со своей дочерью? http://bit.ly/2IqODjh

Twitter апреля 21, 09:09
[1$] Крымчане просто обязаны принять сирийских беженцев http://bit.ly/2PnwRy7

Twitter апреля 21, 08:39
Типа такой юмор Иду по улице, гуляю. Взгляд споткнулся о такую рекламу. Это http://bit.ly/2Xt56a5

Twitter апреля 21, 07:39
[3$] Авария на испытаниях корабля Crew Dragon http://bit.ly/2VdRnXj

Twitter апреля 21, 06:14
[6$] Вербное, или как блогер фромноссайпрус 12 км по Киеву проскакал http://bit.ly/2IJJulS

Twitter апреля 21, 03:39
[2$] Каждая третья женщина в России болеет этим http://bit.ly/2UJajO6

Twitter апреля 21, 03:09
[1$] Лилия, 23 года // Вечная память http://bit.ly/2ILIZYr

Twitter апреля 21, 02:39
Владимир наносит удар по бацьке Лукашенко. http://bit.ly/2VWD0Ul

Twitter апреля 21, 01:49
[1$] Суд отказался снять кандидата Зеленского. Будет он президентом, будет! Только с каким результатом? http://bit.ly/2vgGiWJ

Twitter апреля 20, 21:19
[3$] Когда всё плохо, но по природе ты – оптимист http://bit.ly/2IxY2FI

Twitter апреля 20, 20:39
[2$] Что меня поразило в Австралии. http://bit.ly/2PohN39

Twitter апреля 20, 18:34
[8$] Пора выходить на улицы http://bit.ly/2Pimhbw

Twitter апреля 20, 18:34
[1$] Учусь рисовать / 6 лет http://bit.ly/2vgHklQ

Twitter апреля 20, 17:04
[3$] Магнолия прийде, порядок наведе http://bit.ly/2GmFwwE

Twitter апреля 20, 16:04
[4$] Опять меня этот "Мегафон" обманул на деньги. Хоть вы не дайте себя обжулить! http://bit.ly/2veKYwA

Twitter апреля 20, 15:36
[3$] Рихард Зорге Давно интересуюсь личностью Рихарда Зорге. Для живущего в Ка http://bit.ly/2Znddqq

Подпишись в Твиттере