[6$] ПЕТРОВ ДЕНЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ

Сегодня праздник, Петров день. По-марийски – Сюрем. Едем в кюсото (священную рощу) на «языческое» моление в Моркинский район. В сумке неосвещенные свечи, четыре хлеба круглой формы, в кармане сотенные бумажки и пятирублёвые монеты. В другой сумке – квас. Всё это – подношение богам. Еду вслепую, потому что ничего не знаю.

В представлении русского человека место моления – это отдельно стоящая в поле берёзовая рощица. Как оказалось – нет. О том, что иду именно в ту самую рощу, догадалась только по воротам с надписью на марийском и по умывальнику у ворот. Люди в национальных костюмах (а раньше в рощу нельзя было входить в фабричной одежде, тем более в «ненациональной»; туда вообще женщин-то не пускали) подходили к умывальнику и после омовения лица и рук вытирались одним на всех полотенцем. Мы умылись, но вытираться не стали.

Затем прошли через ворота. Перед нами была небольшая полоса убранного сена. Очень живописная деревенская картинка. 

От этой полоски в рощу вбегали тоненькие тропиночки. Тоже очень красивые, потому что над тропой висели густые ветви деревьев. Лес был смешанным.

Поднимаясь по тропинке, мы взобрались на возвышение, на котором  справа горел костер, а слева у большой липы, опоясанной красным от крови жертвенных животных лыком, стоял карт в белой шапке и принимал дары молящихся. Каждый, подходя, клал на плечо карта новое полотенце, на землю под липой – хлеб, квас, свечи, а в тарелку с деньгами в руках карта – пятирублёвые («серебряные») монеты и бумажные деньги (о которых я забыла, но потом «исправилась» – вернулась и положила деньги в тарелку). После этого просящий шептал карту просьбу, с которой обращался, и слушал, что говорил жрец. О том, что молитва окончена, узнавали по характерному встряхиванию тарелкой.  

Кстати, «молились» мы богу по имени Тюнямбал Серлагыш – Хранителю Вселенной. Главным картом у этого костра был Анатолий Арсентьевич Иванов (рядом ещё несколько картов, их было узнать по белым шапкам). Этому богу были посвящены баран, утка и гусь. Их зарезали, подвергнув испытанию (брызгали водой и ждали, встряхнётся ли животное: встряхивание – знак того, что богу угодна эта жертва), смочили лыко в крови, свершили «гадание» и, разделав, бросили кожу, внутренности, голову и конечности в огонь, а кровь и траву с землёй, на которые попала кровь, также собрали и сожгли.

Теперь о самом костре.

Это не круглое кострище, к которому привыкли туристы, а продолговатое. Оно такое длинное, что над ним помещаются четыре котла (по-марийски – пот). В трёх больших варят мясо жертв, брошенное вперемешку. Мы приехали, когда мясо уже сварилось. Его достали помощники карта и принялись разделывать: кожа, кости не должны быть в еде, их надо сжигать.

От котла к котлу перебегает, распоряжаясь, карт, а иногда помешивает деревянной лопаткой (калак). У котлов стоит умывальник с полотенцем, поленница дров,  приготовленных заранее. Готовят еду только мужчины. Они оставляют в центральном большом котле бульон – его подливать в два другие, куда бросят нарезанное небольшими кусками мясо и насыплют пшеничную крупу.

После общего моления все присутствующие будут есть приготовленное, они могут взять сколько угодно (позже я видела женщину, которая подошла к раздающему с увесистым белым пластиковым ведром).

Последний маленький котел нужен для воды, которую после окончания праздника вымоют тоже мужчины.

Мы прошли к следующему костру. Он располагался на спуске из рощи, потому что посвящено было богине Шочын Ава – Матери Рождения. Ей молятся о деторождении, о семейных делах. Но в очереди было много и мужчин.

Как я поняла, каждый карт и «его команда» вольны устраивать свой «порядок». Так, у этой старой липы стоял столик. Жертвенные хлеба клали не на землю. Да, забыла сказать, что деревья богов «украшены» не только окровавленным лыком, но и густыми гирляндами из старых, серых от дождей и снега полотенец. Они были развешаны на нижних ветках. Но, когда я заметила с другой стороны дерева длинную лестницу, подняла глаза и увидела полотенца поновее, развешанные намного выше. Видимо, каждое моление заканчивается такими дарами. Здесь распоряжался Анатолий Яковлев. Мы, получив первый опыт, сделали почти как надо, назвали свои имена. Во время моления я даже поразмыслила немножко над своей женской долей...

Жертвы Шочын Аве попроще. Два гуся и овца. Именно овца. Женщине полагается в жертву особь женского пола. Полагаю, что и гуси были гусынями.

Потом мы пошли к последнему кострищу. Там я сразу сказала: «Салам!» и перечислила нас всех по именам. Пока нас отмаливали, я разглядывала огроменную березу, под которой мы стояли. У меня даже появилось благоговение перед ней. Это сколько ж ты росла?  

Верховному богу Ош Кугу Юмо принесли весомые жертвы: бычка, барана, гуся.

Потихоньку к берёзе стали подтягиваться все: и карты, и молящиеся. Началось общее моление. И чего только там не было! Много скрученных свечей, зажженных на специальной деревянной подставке; мясо, разложенное на коре (кору сожгли вместе с мясом в костре в ходе общего моления); палка из костра, которую зачем-то в начале моления подносили к дереву и размахивали ею, а помощники в это время стукали ножом о топор (железом по железу); что-то делали с еловыми ветками, подкладывая их к свечам; много было слов, произнесённых картами по очереди; много поклонов, когда карты снимали шапки; в какой-то момент все молящиеся встали на колени и продолжали слушать картов в таком положении. 

Сколько это длилось, не могу сказать, но смотреть почему-то было интересно. Карты отведали пищу под деревом.  Потом прозвучал какой-то всеобщий вздох. Его поняли все: и русская я, и группа лохматых эстонцев и толстый немец, который мешал мне снимать, беспардонно заслоняя собой весь обзор – моление окончено. Народ ринулся к своим хлебам. Взяв их, а также освящённые блины, люди стали угощать друг друга, подходить с посудой к котлам с кашей. Началась трапеза.

Я попробовала блин. Очень вкусный. Видимо, из печи, потому что сверху он был не жареный, а именно пропечённый.

Люди расположились на скамейках. Скамейки были расположены у каждого кострища. На них сидели те, кто ждал очереди, кто уже помолился и ждал всеобщего моления. 

Бросив болонь в костер, мы взяли кашу с собой для друзей-язычников и собирались уходить, как я заметила, что один из помощников, молодой чернявый мариец, взял лестницу. Я соответственно взяла камеру. Тут же появился проклятый немец. Пришлось поднять камеру над головой, потому что связанные в две охапки полотенца мариец закинул на плечи и полез на берёзу. Когда лестница закончилась, он не остановился, а стал смело пробираться ещё выше. Немец открыл рот от удивления, потому что мужчина лез очень ловко и быстро. Так же ловко он развесил полотенца и стал быстро спускаться. Когда он спустился с последней ступеньки, к нему подбежала маленькая девочка лет трёх-четырёх в национальном костюме и протянула, улыбаясь, купюру. Сцена была умилительная. Помощник широко улыбнулся малышке в ответ, родители девочки были довольны, девочке тоже понравилось это действие, и она еще долго кружилась около берёзы, переступая своими маленькими ножками по зелёной траве. Косынка на её голове то и дело взмахивала вышитым уголком от этого радостного движения.  

Сказав карту «кугу тау», мы посмотрели, как мужчины начинают мыть котлы. А затем спустились к уже знакомому сену, скрученному в стог. Увидели цистерну с водой. В роще источника не было. Воду специально привезли для приготовления пищи.

Вышли из ворот, обернувшись, поклонились. Дальше у нас по плану было посещение местного музея.

Продолжение следует

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Облако тэгов

Не отображать

 

Promo в Твиттере

Twitter сентября 23, 06:30
Реально страшная информация про Вконтакте. https://ift.tt/2xwR50C

Twitter сентября 23, 05:30
[2$] В сердце образ застыл,ностальгией в сласть упиваясь,не сожалей кем и где был,живи... https://ift.tt/2PVY8XC

Twitter сентября 23, 05:30
[4$] Мышебратья Историческая практика показывает, ежели Россия- матушка кому https://ift.tt/2O0nPZG

Twitter сентября 23, 05:01
[1$] Как выглядит личная жизнь 43-летнего мужчины, которого бросила жена https://ift.tt/2xzYxYM

Twitter сентября 23, 00:10
В парке Братеевская пойма есть бейсбольный стадион https://ift.tt/2xFLCE1

Twitter сентября 22, 22:35
[1$] Графоманство После того, как журналистов "Новой газеты" изобличили в жела https://ift.tt/2PWj4O4

Twitter сентября 22, 21:00
Кто ответит за слёзы старика? https://ift.tt/2xEpjQ3

Twitter сентября 22, 19:30
[3$] Зачем еноты ползают по стенам? https://ift.tt/2PXmDDv

Twitter сентября 22, 17:30
[6$] Как должен работать красный губернатор https://ift.tt/2PVOYtQ

Twitter сентября 22, 17:00
[3$] Как у нас в Беларуси повышали пенсионный возраст https://ift.tt/2OJGbLx

Twitter сентября 22, 15:00
[4$] Пока жив хоть один русский, Родину мы вам не отдадим! https://ift.tt/2xGA8jr

Twitter сентября 22, 14:00
[5$] История пенсионерки и 33-летнего священника https://ift.tt/2QOuSDj

Twitter сентября 22, 13:31
[4$] Трамп - НАШ! Вот сколько Путин пытался-пытался и кто бы подумал, что подм https://ift.tt/2xHNbBp

Twitter сентября 22, 12:05
[6$] Через простыни- к звездам, как Батька старика Кабаева обскакал https://ift.tt/2NZpnDe

Twitter сентября 22, 10:05
[4$] Кто в мире хозяин или почему будет дешеветь нефть? https://ift.tt/2xtK9kU

Twitter сентября 22, 10:05
[6$] А вы видите старуху или девушку? https://ift.tt/2MWwyHT

Twitter сентября 22, 09:00
[6$] Технология и почему 24 бита https://ift.tt/2PXkojH

Twitter сентября 22, 08:10
[6$] Жизнь после Путина или хунтовые петушары https://ift.tt/2DfVoCO

Twitter сентября 22, 08:10
[8$] Бунт на Кавказе В Кабардино-Балкарии между балкарцами и кабардинцами произош https://ift.tt/2PS5X0r

Twitter сентября 22, 08:10
[1$] Евреи добрались до сортиров Нижегородской области https://ift.tt/2xmEc98

Подпишись в Твиттере