[12$] Метаморфозы Духа Рождества у англосаксов - от зеленого плаща к красным штанам и кафтану.

1    46852189_greenchristmas2.jpg...

Это рассказ о том, как  лесные духи стали Дедушкой Рождеством, а тот ассимилировался с Санта Клаусом. Тысячелетняя метаморфоза образа.



В старые древние времена в европейской истории было несколько зимних духов, аналогов русского Деда Мороза, например, у германцев был "Странник Один", который блуждал по сельской местности, одетый в голубой плащ, и обладал волшебной шаманской силой. Он являлся мирным сельским вариантом скандинавского бога Одина, представляемого больше духом чем богом.

2  Odin.jpg 2  odin_wanderer_500_345x.png 2  Odin the wanderer.jpg
Странник Один

Кроме него существовали многочисленные "духи леса”, которые часто изображались как листва, обвитая вокруг человека или даже растущая их носа, рта или глаз.

3  Spirit of the woods1.jpg 3  spirit of the woods 2.jpg

Современное фольклорное название для этих духов - "Зеленый человек" - символ новой жизни и возрождения, которые придут после безжизненной зимы, и которые особенно актуальны в середине зимы, на Новый год.

4  Green man1.jpg 4  green man4.jpg
Современная интерпретация "Зеленого человека"

Еще со времен средневековья, когда христиане кельты и англосаксы стали праздновать рождение Иисуса Христа, у них возникало желание связать новые религиозные традиции со старыми языческими, каким-то образом их персонифицируя.

И к позднему средневековью появился некий дух Рождества, персонаж, представляемый как пожилой человек, и нарекаемый разнообразными титулами как это обычно бывает с духами, - его называли и Лорд Рождество, и Сэр Рождество, и Старик Рождество (Дедушка Рождество)

5  The_Music_in_the_Hall,_Illustrated_London_News,_23_Dec_1843.jpg 5  Story teller Mark Harandon as Father Christmas.jpg 5  Old_Christmas,_Illustrated_London_News_24_Dec_1842.jpg
Дух Рождества на старинных гравюрах и в современной театральной интерпретации.

К периоду Реформации 16-17 веков британский Дедушка Рождество прочно закрепился в фольклорных традициях, а его образ и легенды о нем стали символом сопротивления для христиан, недовольных крайностями пуританства. Пуритане требовали прекратить праздновать Рождество и подобные ему праздники, что частично было связано с борьбой реформаторства и католицизма, а частично с теми излишествами, которые сопровождали рождественские пиры. В некоторых местах, например, в Шотландии, реформаторам удалось почти полностью искоренить Рождество, заменив его в церковном календаре на Новый год или “Хогмани". Те, кто настаивал на старой религии и обычаях, в результате сделали Дедушку Рождество символом своей борьбы и религиозных убеждений.

Дедушка Рождество объединил языческий лесной дух возрождения, радости и веселья с лицом, олицетворявшим веру в Христа и его рождение, в "мир на земле" и "добрую волю людей"

6  Father Christmas riding a goat..jpg
Ездил этот персонаж обычно на козле, был украшен разнообразной листвой как существо, символизирующее дух леса, и одет был не особо богато, во что-то зеленое, плащ или накидку.
После протестантской реформы празднование Рождества было на спаде и сконцентрировано в изолированных сельских районах. И именно в этих сельских районах поддерживалась и развивалась богатая и разнообразная гамма рождественских обычаев и традиций, например, рождественских игр и театрализованных постановок. В этих постановках Дедушка Рождество обычно играл роль Мастера Церемоний или главного рассказчика.

После промышленной революции у людей проявился повышенный интерес к некоему пасторальному раю сельской Англии, к тому прошлому и традициям, которые уничтожили мельницы, шахты и фабрики. Люди стали пытаться восстановить традиции. Желание восстановить в жизни эти старые простые сельские удовольствия привело к явлению, которое в истории получило название “Merry England Craze” - "Мания Веселой Старой Англии".  Рождество перестало быть предметом сектантского спора и стало рассматриваться, как важный праздник и ценная часть культуры.

Почти во всех старинных традиционных изображениях Дедушки Рождества он одет в длинную робу часто с капюшоном, но всегда выглядящую величественно.   Цвет робы обычно зеленый, так как именно в зеленом цвете отражается происхождение Дедушки Рождества как духа леса.
Шуба у Дедушки Рождества дополнялась меховым капюшоном и большим венком-короной из зеленой листвы. Особенно популярны были падуб, плющ и омела.

7  Holly.jpg 7  english_ivy_card_Large_1024x1024.jpeg 7  omela-belaia-1.4-e1424450921634.jpg
Падуб                                                                    Плющ                                             Омела

Каждое из этих растение считалось символом вечной жизни, и в конце года, когда земля, казалось, "умерла", это было важным символом и напоминанием о возвращении жизни на землю с возвращением солнца.

Падуб был важен для христианского символизма, так как напоминал терновый венец Христа, а красные ягоды представляли кровь спасителя. Плющ часто использовали в качестве символа дружбы или радости Омела же является одним из древнейших символом жизни, рождающейся из смерти, так как это растение цепляется за деревья, которые зимой выглядят совершенно мертвыми, а ее зимние ягоды символизируют источник новой жизни.

В целом рождественский костюм был чем-то намного большим, чем просто веселый яркий наряд, он был наполнен символическим смыслом, связанным со сменой времен года.

В 19 веке главным творцом пера, вернувшим в Великобритании Рождество публике как основной праздник года, был писатель Чарльз Диккенс, в книгах которого впервые оформилась мысль, что грубая реальность британской нищеты и бедности может быть изменена духом Рождества, который несет радость, счастье, надежду на будущее, а также то, что желание делиться с бедными и обездоленными может помочь им хоть ненадолго попасть в счастливую праздничную сказку.

8  The Ghost of Christmas Past from Charles Dickens' a Christmas Carol a figure based on Father Chrisrmas..jpg
Дух (привидение) Прошлого Рождества из произведения Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями". Прообразом этого духа был именно Дедушка Рождество, поэтому изображен он с венком на голове и в зеленой одежде.

Отголоски этой английской мании пришли и в колониальную Америку, где стали приобретать собственный местный колорит.  А уже после получения независимости в начале 19 века и вообще произвели в праздновании Рождества некую культурную революцию.
Писатель Вашингтон Ирвинг, лирически описывая рождественские пасторали в Нью Йорке, добавил в них голландского персонажа Синтерклааса (аналог Святого Николая). Напомню, что Нью Йорк первоначально назывался Новый Амстердам и был большим голландским поселением.

9  cv$_84.JPG
Так выглядят костюмы голландского Синтерклааса

Поэт Клeмент Мур из-за этого вообще вдохновился на, пожалуй, самое известное англоязычное рождественское стихотворение всех времен " Визит Святого Николая", где первый раз в жизни был описан персонаж, ныне известный как Санта- Клаус.

Те, кто находится в США, безусловно не раз слышали это стихотворение, у него 3 названия
"A Visit from St. Nicholas", "The Night Before Christmas" и, 'Twas the Night Before Christmas"

Год на дворе стоял 1823, стихотворение было опубликовано анонимно, а в авторстве Клемент Мур сознался только в 1937 году.

До выхода этого произведения представления о Санта-Клаусе в Америке были довольно смутными. В "Визите святого Николая" описано, как выглядит Санта-Клаус, как он передвигается (летит по небу на санях, запряжённых оленями, также упоминаются имена восьми оленей) и что, собственно, происходит, когда он посещает дом с подарками в сочельник.

Перевод описания Санта Клауса

Одетый в меха с головы и до пят
(весь в копоти Сантин роскошный наряд!),
с мешком, перекинутым через плечо,
набитым игрушками - чем же ещё!
…………………….

Забавный толстяк - просто эльф, да и только!
Не выдержав, я рассмеялся до колик.

Как мы видим, ничего похожего на чисто голландского персонажа кроме имени в этом описании не было, ну как можно представить благообразного святого в католическом одеянии похожим на эльфа толстячком, курящим трубку и одетым во что-то меховое?

Но этот персонаж очень полюбился публике, так как был идеальной фольклорной фигурой для символа дарителя, удовлетворяя запрос общества делиться с бедными.

Запрос, который позже в Великобритании так гениально воплотил в своей "Рождественской песне" Чарльз Диккенс.

И с 19 века традиционный Дедушка Рождество стал постепенно сливаться с фигурой Санта Клауса.

Одежда Дедушки Рождества сильно изменилась. Вместо плаща или робы он стал одет в какое-то подобие шубы или пальто, причем, хотя любимым цветом оставался зеленый, другая цветовая гамма тоже допускалась. А на голове вместо капюшона появилась шапка. Венки же оттуда почти исчезли.

Вот рождественские открытки викторианской эпохи в разноцветных шубах.

10 A Victorian era blue Father Christmas..jpg 10 A Victorian Era Yellow Father Christmas.jpg 10 A Green Father Christmas - Now as gift giver..jpg


10 A Victorian Era green Father Christmas..jpg 10 fatherchristmas16.jpg 10 A rather splendid Victotian era Green Father Christmas.jpg



10  Victorian era purple Father Christmas..jpg 10  atherchristmas000.jpg 10 A brown Father Christmas..jpg

Роль Coca-Cola в преобразовании образа Дедушки Рождества и превращения его в Санта Клауса довольно сильно преувеличена.

Поскольку Санта Клаус не принадлежал к англосаксонской рождественской традиции, а пришел из голландского фольклора, плюс в знаменитом стихотворении его описали как толстячка в грязном, покрытом сажей меху, курящим трубку, у художников при изображении Санта Клауса существовал огромный простор для воображения.

 В 19 веке традиционным цветом костюма у Санта-Клауса был по-прежнему зеленый. Но сам он являлся людям в самых различных образах: от малорослого карлика до прокаженного или страшного гнома.

Шубу вот только на него не одевали и вообще ничего длинного, в чем было-бы неудобно лезть в трубу. Самым приемлемым для трубы нарядом в воображении художников были штаны и кафтанчик.

Первый раз Санту пробовали изобразить в красном костюме в 1886 году, и в этом не было ничего особенного, так как Дедушка Рождество на себя тоже начал примерять одежду разных цветов.

11  SantaClausRetroCollageStyleDM2013122401.jpg11 217299_60_news_hub_multi_630x0.jpg

11  4246456d34dd5217c4f1459e5af4beed--christmas-postcards-vintage-christmas-cards.jpg 11 bdc9e5ab99d2bc631efb7f92e41c48e6--father-christmas-christmas-time.jpg

Современный облик Санта Клауса был создан художником Хеддоном Сандбломом, и в качестве модели он использовал своего приятеля Лу Пентисе, ушедшего на пенсию продавца, который по мнению художника имел внешность, полностью соответствующую внешности святого: настоящий пузатый добряк с морщинами вокруг глаз, придававшими ему вид совершенно счастливого человека.

Первый Санта-Клаус работы Сандблома появился в рекламе Coca-Cola в одном из номеров журнала “Saturday Evening Post” в 1931 году.

12 time-1931a.jpg

На протяжении последующих десятилетий Санта Клаус, как и подобает хорошей фотомодели, менял свой облик, а вместе с ним изменялась и обстановка, и ситуации, в которых он оказывался.
Новый рождественский герой оказался наполовину легендой, наполовину - рекламой; преображенный Санта был выше Святого Николая, одевался в ярко-красные курточку и штанишки, отороченные белым мехом, и любил пошкодничать в домах, куда залезал через каминную трубу: опустошал холодильник, играл c собакой и изредка отпивал глоточек-другой своего любимого напитка.

Сейчас костюм Деда Мороза и Санта-Клауса стал одним и тем же. Красные брюки и куртка, отороченные белым мехом, и такая же эльфийская шапочка-колпачок.

11  lg_santa_give_take-7d9f9bc7.rendition.932.654.jpg

После того, как за Санта Клауса взялись средства массмедиа и его образ стал рекламироваться не только в журналах, но и на телевидении, у Дедушки Рождества не осталось шансов. Он целиком и полностью ассимилировался с Санта Клаусом. Более того, если вы покажете сейчас какому-нибудь американскому ребенку старую игрушку или открытку с Дедушкой Рождеством, американский ребенок скажет, что это Дедушка Мороз, персонаж, пришедший в Америку из России.


Оригинал взят у  selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/44447.html

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



 

Promo в Твиттере

Twitter января 22, 08:02
[10$] Жизнь с протянутой рукой, или почему бежит народ из России http://ift.tt/2DXAANc

Twitter января 22, 07:01
[8$] Скандал на свадьбе толстушки http://ift.tt/2G4WtKS

Twitter января 22, 04:41
[8$] Стюардессы 60-х должны были быть сексуальными и одинокими http://ift.tt/2BkFe4W

Twitter января 22, 04:01
[2$] Силовое поле Путина: ленись как король и живи безбедно! http://ift.tt/2DXCQ6S

Twitter января 22, 03:31
[1$] ПОД ЧИСТЫМ ЗИМНИМ ЗВЕЗДНЫМ НЕБОМ http://ift.tt/2BhftCl

Twitter января 21, 23:01
[5$] Чё сусолить-то... Вопрос в лобп! / Прайвь-мерилз на входе... http://ift.tt/2rqnpBA

Twitter января 21, 22:06
[7$] Самый непопулярный президент http://ift.tt/2rrxoXx

Twitter января 21, 21:36
[6$] Новый способ обмана от ак "Победа" http://ift.tt/2rpHGHr

Twitter января 21, 18:06
[2$] три ближайших конца света http://ift.tt/2mXTprv

Twitter января 21, 16:31
[6$] Что случилось с Кадыровым? http://ift.tt/2rqeKz9

Twitter января 21, 15:31
[5$] Захватывают ли китайцы Дальний Восток? http://ift.tt/2mXFx0W

Twitter января 21, 15:31
[4$] Окупенцы и окупанцы Занятное время. Есть ощущение, что живёшь в стране обезьян. http://ift.tt/2BhtSi7

Twitter января 21, 11:01
[4$] Ловушка сексуального домогательства http://ift.tt/2rrnl4E

Twitter января 21, 10:31
[3$] А вы верите этим жертвам педофила? Видео http://ift.tt/2mVdI8O

Twitter января 21, 10:01
[1$] Как современная наука объясняет феномен гомосексуальности http://ift.tt/2EZKcGs

Twitter января 21, 09:01
[8$] Бесят неухоженные девушки! http://ift.tt/2G21ALR

Twitter января 21, 09:01
[6$] ...секрет выведения соо в ТОП разгадан! http://ift.tt/2rvVtwv

Twitter января 21, 08:31
[6$] Девушка собралась замуж за тетрис http://ift.tt/2BaH8oF

Twitter января 21, 08:31
[12$] Мусор - причина рака? http://ift.tt/2ril0sB

Twitter января 21, 08:31
[3$] 5 правил хорошей измены http://ift.tt/2DhzlHh

Подпишись в Твиттере